Ответит ли юрист за обманутые ожидания клиента?
27 Сентября 2016
Если услуги имеют конкретный осязаемый итог – например, регистрация в Росреестре, – клиент может считать, что платит именно за него. Доверитель не получил желаемого результата и решил вернуть уплаченные деньги. Прежде чем дело дошло до ВС, два суда признали правомерными требования истца.
Процесс или результат?
Заказчик посчитал, что юрист должен вернуть ему полученные деньги, и подал на нее в суд . Юрист требований не признал. Он рассказал, что сделал все от него зависящее. Судья посчитал более убедительной позицию истца и удовлетворила его требования. Он счёл, что ответчик не выполнил своих обязательств по договорам юруслуг . «Заказчик в значительной степени лишился того, на что мог рассчитывать при заключении договоров», что дает ему право расторгнуть договор, как гласит п. 2 ст. 450 ГК.
Решение устояло в краевом суде, но ВС направил дело на пересмотр (определение № 18-КГ16-84). Как пояснили судьи гражданской коллегии,
Эксперты разделяют подход ВС. Позиция нижестоящих инстанций вызывает удивление , поскольку стороны не подвергали сомнению факт оказания услуг. По мнению эксперта, суд может выяснить лишь то, оказывались услуги или нет, но странно отдавать судье на откуп оценку их качества. Подобные конфликты между заказчиком и исполнителем редко доходят до суда и, как правило, происходят в том случае, когда услуги имеют осязаемый и прогнозируемый итог – например, регистрация чего угодно.
Чтобы не возникало таких ситуаций, необходимо предупреждать клиента, что на результат могут повлиять внешние факторы и это не является форс-мажором. Если же спор все-таки дойдет до суда, его исход будет во многом зависеть от документов, сопровождающих оказание услуг. Это касается не только договора, но и переписки, в которой исполнитель согласовывал с клиентом свои действия и предупреждал его о возможных рисках, отмечает Кириллов.